Котенок-зомби
Есть такой мотив в творчестве - когда герой совершает подвиги, защищает королей и свергает темных властелинов, добывает славу и попадает в разные не слишком героические ситуации... а, назовем ее так, дама сердца героя ждет его из дальних странствий.
Не, ну в принципе концепция весьма логична. Средневековая Европа, как и Русь того периода, (...) женщине благородного происхождения оставалась весьма узкая ниша для самореализации, (...) идеалы верности и преданности, (...) и прочая лабудень.
Но я позволю себе напомнить, что средняя продолжительность жизни в средневековой Европе была не слишком высока. И что "в Вероне есть матери моложе"(напомним, Джульетте было по прикидкам в районе 14-ти лет); а к двадцати годам, скажем, на Руси незамужняя девушка считалась уже перестарком.
А поскольку авиаперелеты тогда еще не приобрели популярности, и железнодорожная сеть тоже еще не была налажена как следует, постольку героические подвиги требовали громадных временных затрат. Так как на конно-пешей тяге уехать можно далеко, но небыстро. Или быстро, но недалеко; одно из двух. А кораблик плывет, пока дует ветер, и только Филеас Фогг сумел обернуться вокруг света меньше чем за полгода... И то пользовался пароходами и паровозами. Короче говоря, подвиги - это надолго. Минимум года на два, если рыцарь тут же понял, что в Святой земле жарко, ничего путного не светит, и вообще пора домой - год туда, год обратно. Обычно дольше, потому как обидно тратить столько времени и сил только на то, чтобы приехать, развернуться и уехать.
Короче: жизнь героя насыщена и богата. И вот хоть режьте меня, но не верю я, что здоровый мужчина в репродуктивном возрасте будет хранить верность своей даме сердца - особенно если его никто не осудит за нарушение целибата. А что же дама? А дама сидит в своей башне и вышивает крестиком. Или гладью. Или иным гипюром. Годами сидит - и вышивает. Или там прядет. Или еще каким рукоделием занята. ...И это еще лучший случай - когда финансы позволяют сидеть и вышивать. Причем, отметим в скобках, финансы самой дамы, а не присылаемое ей рыцарем презренное злато - ибо рыцарь совершает подвиги, а не на заработки ушел, так что золота от него не дождешься...
...А во всех остальных случаях нашей ожидающей даме приходится ходить за скотиной, рубить дрова, носить воду, стирать, готовить, шить (а машинок швейных-стиральных-кухонных тогда тоже не было, надо заметить), и иными способами зарабатывать денюшку на пропитание. Время идет. Дама не молодеет, что характерно. Если она не занималась тяжелой физической работой, то процесс старения менее заметен; но тем не менее к тридцати годам в те времена женщина переходила из разряда "мать" в разряд "бабушка", а там и до "старушки" недалеко. А наша героиня, напомним, все так же незамужем, и детям у нее взяться неоткуда - она же хранит верность своему избраннику, да?
...Ну вот.
И возвращается наш бравый рыцарь домой, овеянный славой и увитый лавровыми венками во всех местах, включая коня. Опять же берем оптимистический вариант развития событий, потому как рыцари-неудачники, бесславно (ну или там со славой) павшие на полях сражений (или еще где), нас не волнуют. Равно как и превратности судьбы дамы, как то - чума, вражеское нашествие, несчастные случаи типа взбесившейся собаки или понесшей лошади - наша дама сидит в башне и вышивает. Крестиком. Дикси.
...Короче, сэр рыцарь, весь из себя героический до невозможности, спустя, допустим, пятнадцать лет возвращается с войны (подвигов, странствий и ты ды). Фанфары, флаги, городское праздненство, гип-гип-ура, кричали женщины ура и в воздух чепчики бросали, раз пошла такая пьянка - режь последний огурец. И наконец наша ожидающая дама дождалась своего героя.
И вот тут с ними обоими случается Пендель Судьбы Номер Раз.
...Он-то ее оставлял молодой и прекрасной, и она его помнит тоже совсем другим. А теперь: вместо юной невинной девушки и восторженного кавалера встретились весьма перезрелая дама и, мягко говоря, изрядно заматеревший сэр. Не будем говорить, кто и сколько набрал веса за прошедшие годы, не будем упоминать количество седины и морщин, оставим в стороне шрамы и увявшую кожу - просто это двое соооооовсем других людей, даже чисто внешне.
Окей, за пятнадцать лет милый образ подернулся патиной времени, круто, любимый/любимая, наступим на горло собственной песне и закроем глаза при поцелуе. В конце концов, это не столь страшно для пятнадцать лет ждавших друг друга лиц.
Хорошо. Наши герои провели страстную ночь в объятьях друг друга, ля-ля-ля, Купидон торжествует...
...И тут наступает Второй Судьбоносный Пендель.
Пятнадцать лет каждый из них сам строил свою жизнь. Сам решал, когда и во сколько вставать, что есть на обед, как сморкаться и на какую сторону зачесывать волосы; вырабатывалась собственная жизненная позиция и свое мнение об окружающей ситуации. Причем позиция строилась именно на одиночном положении индивидуума. Да господи боже мой, за пятнадцать лет привыкаешь, что кровать в твоем безрадельном распоряжении - а тут ее надо делить. С практически незнакомым, отметим в скобках, человеком. Оказывается, нужно менять устоявшийся уклад жизни. Теперь этим укладом нужно поступаться в пользу вот... типа спутника жизни.
И выясняется, что милые черточки в характере прекрасного образа получили закономерное развитие, и экономная девушка оказалась порядочной скрягой, а галантный кавалер теперь делает стойку на любую юбку. Что жить в доме с заядлым выпивохой совсем не так весело, как встречаться с чуть пьющим юношей... А девичья набожность со временем превратилась в закоренелый фанатизм в вопросах веры и не только. Упс, одним словом.
...А есть еще Третий Пендель Судьбы. Слава - это на самом деле нехилый наркотик, и быть Великим Сэром Имярек, победителем Великанов и Убийцей Драконов - это гораздо, гораздо приятнее, чем быть просто сэром Имярек, который когда-то чего-то где-то нагеройствовал. Плюс герой может трахнуть официантку в трактире, и ничего ему не будет - а бывший герой, приобретя статус женатого мужчины, тем же самым действием совершает супружескую измену. За каковую измену ему еще о-го-го как вставит та же благоверная супружница.
tbc, а то спать уже пора.
Не, ну в принципе концепция весьма логична. Средневековая Европа, как и Русь того периода, (...) женщине благородного происхождения оставалась весьма узкая ниша для самореализации, (...) идеалы верности и преданности, (...) и прочая лабудень.
Но я позволю себе напомнить, что средняя продолжительность жизни в средневековой Европе была не слишком высока. И что "в Вероне есть матери моложе"(напомним, Джульетте было по прикидкам в районе 14-ти лет); а к двадцати годам, скажем, на Руси незамужняя девушка считалась уже перестарком.
А поскольку авиаперелеты тогда еще не приобрели популярности, и железнодорожная сеть тоже еще не была налажена как следует, постольку героические подвиги требовали громадных временных затрат. Так как на конно-пешей тяге уехать можно далеко, но небыстро. Или быстро, но недалеко; одно из двух. А кораблик плывет, пока дует ветер, и только Филеас Фогг сумел обернуться вокруг света меньше чем за полгода... И то пользовался пароходами и паровозами. Короче говоря, подвиги - это надолго. Минимум года на два, если рыцарь тут же понял, что в Святой земле жарко, ничего путного не светит, и вообще пора домой - год туда, год обратно. Обычно дольше, потому как обидно тратить столько времени и сил только на то, чтобы приехать, развернуться и уехать.
Короче: жизнь героя насыщена и богата. И вот хоть режьте меня, но не верю я, что здоровый мужчина в репродуктивном возрасте будет хранить верность своей даме сердца - особенно если его никто не осудит за нарушение целибата. А что же дама? А дама сидит в своей башне и вышивает крестиком. Или гладью. Или иным гипюром. Годами сидит - и вышивает. Или там прядет. Или еще каким рукоделием занята. ...И это еще лучший случай - когда финансы позволяют сидеть и вышивать. Причем, отметим в скобках, финансы самой дамы, а не присылаемое ей рыцарем презренное злато - ибо рыцарь совершает подвиги, а не на заработки ушел, так что золота от него не дождешься...
...А во всех остальных случаях нашей ожидающей даме приходится ходить за скотиной, рубить дрова, носить воду, стирать, готовить, шить (а машинок швейных-стиральных-кухонных тогда тоже не было, надо заметить), и иными способами зарабатывать денюшку на пропитание. Время идет. Дама не молодеет, что характерно. Если она не занималась тяжелой физической работой, то процесс старения менее заметен; но тем не менее к тридцати годам в те времена женщина переходила из разряда "мать" в разряд "бабушка", а там и до "старушки" недалеко. А наша героиня, напомним, все так же незамужем, и детям у нее взяться неоткуда - она же хранит верность своему избраннику, да?
...Ну вот.
И возвращается наш бравый рыцарь домой, овеянный славой и увитый лавровыми венками во всех местах, включая коня. Опять же берем оптимистический вариант развития событий, потому как рыцари-неудачники, бесславно (ну или там со славой) павшие на полях сражений (или еще где), нас не волнуют. Равно как и превратности судьбы дамы, как то - чума, вражеское нашествие, несчастные случаи типа взбесившейся собаки или понесшей лошади - наша дама сидит в башне и вышивает. Крестиком. Дикси.
...Короче, сэр рыцарь, весь из себя героический до невозможности, спустя, допустим, пятнадцать лет возвращается с войны (подвигов, странствий и ты ды). Фанфары, флаги, городское праздненство, гип-гип-ура, кричали женщины ура и в воздух чепчики бросали, раз пошла такая пьянка - режь последний огурец. И наконец наша ожидающая дама дождалась своего героя.
И вот тут с ними обоими случается Пендель Судьбы Номер Раз.
...Он-то ее оставлял молодой и прекрасной, и она его помнит тоже совсем другим. А теперь: вместо юной невинной девушки и восторженного кавалера встретились весьма перезрелая дама и, мягко говоря, изрядно заматеревший сэр. Не будем говорить, кто и сколько набрал веса за прошедшие годы, не будем упоминать количество седины и морщин, оставим в стороне шрамы и увявшую кожу - просто это двое соооооовсем других людей, даже чисто внешне.
Окей, за пятнадцать лет милый образ подернулся патиной времени, круто, любимый/любимая, наступим на горло собственной песне и закроем глаза при поцелуе. В конце концов, это не столь страшно для пятнадцать лет ждавших друг друга лиц.
Хорошо. Наши герои провели страстную ночь в объятьях друг друга, ля-ля-ля, Купидон торжествует...
...И тут наступает Второй Судьбоносный Пендель.
Пятнадцать лет каждый из них сам строил свою жизнь. Сам решал, когда и во сколько вставать, что есть на обед, как сморкаться и на какую сторону зачесывать волосы; вырабатывалась собственная жизненная позиция и свое мнение об окружающей ситуации. Причем позиция строилась именно на одиночном положении индивидуума. Да господи боже мой, за пятнадцать лет привыкаешь, что кровать в твоем безрадельном распоряжении - а тут ее надо делить. С практически незнакомым, отметим в скобках, человеком. Оказывается, нужно менять устоявшийся уклад жизни. Теперь этим укладом нужно поступаться в пользу вот... типа спутника жизни.
И выясняется, что милые черточки в характере прекрасного образа получили закономерное развитие, и экономная девушка оказалась порядочной скрягой, а галантный кавалер теперь делает стойку на любую юбку. Что жить в доме с заядлым выпивохой совсем не так весело, как встречаться с чуть пьющим юношей... А девичья набожность со временем превратилась в закоренелый фанатизм в вопросах веры и не только. Упс, одним словом.
...А есть еще Третий Пендель Судьбы. Слава - это на самом деле нехилый наркотик, и быть Великим Сэром Имярек, победителем Великанов и Убийцей Драконов - это гораздо, гораздо приятнее, чем быть просто сэром Имярек, который когда-то чего-то где-то нагеройствовал. Плюс герой может трахнуть официантку в трактире, и ничего ему не будет - а бывший герой, приобретя статус женатого мужчины, тем же самым действием совершает супружескую измену. За каковую измену ему еще о-го-го как вставит та же благоверная супружница.
tbc, а то спать уже пора.
Но хочу отметить один момент. Это на наш просвещенный взгляд такая жизнь выглядит дико. Для людей того времени всё это было в порядке вещей. Таковы были традиции: девушку изначально готовили к роли жены малознакомого ей мужчины, домохозяйки, во всем обязанной подчиняться своему супругу. Да и мужчина наверняка догадывался, что если его не убьют в боях или на охоте, то наступит момент, когда он уже не сможет вскочить в седло и, размахивая мечом, помчаться добывать себе новую славу. А значит, нужно позаботиться о том, чтобы было кому принести воды к постели одряхлевшего героя. И наверняка этих Пендалей Судьбы было больше, только вот деваться от них было некуда. Поэтому со скрипом, со сварами, но ведь жили. И даже наверное получали удовольствие. Ну хоть иногда, хоть в чем-нибудь.)
1. главное "но", которое лишает весь этот текст последней крупицы смысла: формула "рыцарь - дама" вообще-то НЕ подразумевала соитие и даже близкое общение дамы и рыцаря. как правило, эта самая дама уже была замужем. или отдавалась замуж, пока рыцарь совершал подвиги во имя светлого образа. они ж не сами по себе были, дамы-то. у них были отцы. которые решали, за кого выдать дочь.
2. ("но" прочего порядка) благородные дамы, как замужние, так и незамужние (а замужние с утроенной силой, ибо терять нечего) предавались утехам любви на стороне от древности и до современности. включая средневековье. даже на самом высоком уровне. стоит покопаться в родовом древе какой-нибудь благородной семьи - видно, что наследственность по отцовской линии зачастую дело сомнительное.
так что столь тщательно рисуемая история малореальна.
3. (не "но", а просто так) о старении такой "вечной невесты" написал Вольтер в произведении "Кандид". но даже он, будучи намного ближе к тем самым временам, рассматривает такую ситуацию как чисто абстрактную.
Короче говоря, обещаное с, которое tb.
Безусловно, менталитет оказывал мощную противопендельную защиту. Потому как ежели тебе жена дадена одна на всю жизнь (твою или ее, не столь важно), то ты ею будешь хоть сколько-то дорожить, а развестись пытаться не будешь. Потому как разводиться можно только королям, и то не каждый день. И вообще из-за этого войны случаются, потому как жена короля обычно королева. Сплошные, в общем, разорения от этих разводов.
Опять же, модус операнди "господь терпел и нам велел" - он иногда очень способствует попыткам найти общий язык. Потому как не будешь терпеть - обвинят черт знает в чем типа гордыни, и будет жопа с покаянием, конфискацией и аутодафе в перспективе. (Разумеется, всегда можно вспомнить и другие цитатки типа "не мир принес я вам, но меч" или там еще фигню какую, но - жена небось не сарацин, а муж не язычник). Опять же, всегда можно свалить к тому же Гробу Господню или там в монастырь намылиться на проживание или там то же паломничество устроить. В общем, средневековые нравы, помноженные на средневековую ментальность, как мне здраво указали, делали ситуацию совсем не такой мрачной для современника. Да и не забудем, ситуация у нас относится скорее к разряду архетипов, чем к реальным случаям.
А теперь делаем крутой финт ушами и проматываем лет так... ну до наших дней, в общем.
И мы имеем следующее - время-то изменилось, а сказочки-то остались как были. Впрочем, сказочка про Леди в Ожидании... нет, не то. Про Ждущую Даму... нет, тоже не то. Короче говоря, сказка про Женщину У Окошка не менялась еще со времен Гомера; да и тогда вряд ли была новой. Идеал - верная, преданная супруга (или там невеста, не суть важно), трепетно ждущая и хранящая себя для. Кто ищет, тот всегда найдет, кто ждет - тот дождется.
Песня сия перепевается на разные лады и мотивы, а смысл не меняется. "Просто ты умела ждать, как никто другой".
Имха моя такова, что это мужской аналог женской сказки про прекрасного принца. Того, что на белом конике.
...однако в сказку про принца на лошади сейчас уже только очень ленивый не кинет веского эпитета. И верящих в таковых принцев мечтательниц именуют непрактичными фантазерками, и другими неприятными словами.
А вот сказка про Пенелопу и иже с ней - эт' святое. Эт' грязными лапами не трож! Ибо где-то есть та, что ждет вдалеке, и ты пы, и прекрасная Брунгильда с Аленушкой, Рапунцелью и прочими Белоснежками, и все такое прочее. Образ Прекрасной Дамы нынче обзавелся гламурным блеском, загадочно-роскошным флером Больших Денег, выполз на постеры и запасся мощными средствами типа фотошопа. Вот она, идеал нынешней эпохи - можно посмотреть, можно при большой удаче даже потрогать. А при очень большой удаче и/или гигантском количестве вложенного труда - даже поиметь в личное пользование. Принцы девальвировались, а Прекрасные Дамы - нет. Типа повод для гордости за свой пол.
Мечтать о принце - а в качестве принца нынче выступает мужчина "выше средних стандартов" - признак завышенных требований, и лучше б ты, детонька, лишний раз в спортзал сходила или там карьеру бы поделала. А мечтать о "верной, нежной и преданной" - это наоборот, это значит, нормальный мужик с нормальной мечтой.
И получается какая бня - есть я. Обычная. У которой лицо, не облагороженное фотожопом, и фигура типа "ноги из жопы" (в отличие от типа "ноги от ушей"). У которой заработки не зашкаливают, а минимум раз в месяц бывает дурное настроение. Еще у меня есть родственники и знакомые, я ем и хожу в туалет, и улыбаюсь далеко не всегда. В общем, до идеала мне как раком до луны.
И есть Она. Дочка миллиардера Ротшильда, типа. Бесспорная красавица - сто тысяч леммингов не могут ошибаться, а кто против, тот просто завидует. Модель. Зарабатывает безупречной фигурой и лицом, улыбка на миллион, все дела при ней. Вечно зовущая, вечно манящая, вечно для тебя, ничего не требующая - короче говоря, идеал и все тут. У нее бесконечно длинные ноги, по длине с которыми может сравниться только сумма на ее счету в банке; она постоянно (загадочно, соблазнительно, весело, мило, развратно, нужное подчеркнуть, недостающее вписать) улыбается, у нее никогда не болит голова, и нет у нее ни родственников, ни друзей, ни других дел, кроме как ждать, когда же явится ее герой и завладеет всем этим совершенством. Миф, скажете вы. Миф, соглашусь я. Но миф, который живуч не меньше сказки о коронованном зоофиле. И меня всегда - ВСЕГДА - будут сравнивать с этим мифом. И если я не хочу годами сидеть и ждать, когда же вернется (появится) мой герой - то единственная отведенная мне роль сводится к тем самым трактирным официанткам, которые совсем не в счет. Потому что я не сижу на жопе ровно, а сама знакомлюсь с понравившимся мне мужчиной. Потому что на меня никогда не обратят внимания просто так. Потому что я не идеал. Мой принц не приедет; хотя бы потому, что я не принцесса. Хорошо. Принято к сведению.
Но вы уж меня извините, дорогие мои бросатели камней в чужие огороды - а как там ваши собственные иллюзии поживают? Вы нашли свой идеал? Или виноградик оказался настолько кислым, что оскомина выражается в "принцев мало, и на всех их не хватает"? Те, кто громче всех кричат, мол, бери что есть и не кочевряжься - они обычно и есть то самое, которое брать не хочется. Логично, черт побери.
Просто обидно. Жить там и тогда, где и когда быть принцессой стыдно, а не быть принцессой пошло и банально... небольшой выбор, скажу я вам.
...Да ладно, расслабьтесь. Этот нагон не всерьез. Все путем, просто у меня опять болит поясница - а массаж сделать некому. И если я признаю, что (мое текущее состояние одиночества происходит из-за того, что) это я плохая - то это будет дальнейшая фрустрация, а оно мне надо? Так что я хорошая, а плохи моральные установки общества в целом и мушшшыны в частности)