В эпоху любых философий
Солонка стоит на клеенке,
И женится Лева на Софе,
И Софа стирает пеленки... (с) И. Губерман
читать дальшеПодумалась недавно такая вот вещь... Меня родила моя мама, а ее - моя бабушка. А ее, в свою очередь... Ну и так далее, да? В среднем женщина рожает... ну допустим, в 25 лет. Учитывая разное позднее потомство, ранние браки, и среднюю температуру по больнице, и влияние лунного света на рост телеграфного столба... короче, 25 лет. Берем тысячу поколений, 25 умножаем на 1000... А ведь вся эта бодяга тянется еще дольше.
Более двадцати пяти тысяч лет примерно каждые четверть века некая особа воспроизводила потомство, которое в свою очередь тоже давало потомство, и еще, и еще... И на одном конце этой цепочки дама современная, вполне соответствующая своему времени... Назовем ее Большой Волосатой. А на другом - я. Я не беру в расчет, что у абсолютно любого человека родословная ничуть не длинней и не короче, чем у меня - что у академика, что у пьянчужки бабы Мани.
Меня интересует, что ради лично моего воспроизводства произошло больше тысячи успешных родов. Больше тысячи женщин рожали дочерей. Из всей этой цепочки я знаю хорошо если три последних звена - но на самом деле их гораздо больше.
И если я, допустим, завтра... Ну, случайно поскользнусь на лестнице... Или пойду мимо дома с сосульками... Получается, вся эта тысяча с лишним баб старалась зря? Более того, может случиться еще смешнее. Я, допустим, в положенный мне срок рожу ребенка, и это окажется мальчик. Все, матрилинейная последовательность длиной в десятки тысяч лет окончилась.
...Не то, чтобы это было столь важно для меня. Я просто в связи с дурацким вопросом "ну так и когда?.." задумалась о своих предшественницах. И более-менее впервые осознала, что я - это не просто кусок мяса на ножках. Я - кусок мяса на ножках с длинной генетической историей. И что у меня по материнской линии идет непрерывная ветка от праматери Евы. Такая-то родила такую-то, такая-то следующую, следующая последующую... А еще я закрыла собой точно такую же мужскую линию. Потому что вряд ли от моего па родится еще один ребенок, а поскольку сыновей у па нету, то получается, опаньки. Тупичок.
То есть можно это представить так - общая генетическая сетка. Сложная, беспорядочная... Две линии сливаются и дают начало следующим, сами либо заканчиваясь, либо соединяясь с другими линиями, и заканчиваясь уже там. Имея нужную информацию, можно отследить линию от конечной точки - потомка - до начальной, первопредка. Похоже на упаковку от апельсина. Но для любого конкретного узла этой сетки можно отследить матри- и патрилинейные последовательности. И все промежуточные стадии между ними - есть же не только материнская и отцовская линии, но и многочисленные братья-сестры-дяди-тети-кузены-сводные братья/сестры-и прочие-прочие-прочие... Если из сетки выдернуть два шнурка из последовательно соединенных хвостиков, с самой сеткой ничего не произойдет, таких шнурков в этой сети миллионы и миллиарды. Более того, вполне может оказаться, что эти два шнурка на каком-то этапе прошлого суть один раздвоившийся хвостик. А я сама болтаюсь на (пока что) нижнем краю этой самой сетки. И как вариант, я могу оказаться оборванным хвостиком, или тоже вплестись в сетку.
Такая перспектива рассмотрения вопроса не то, чтобы пугает... Но непривычна. Неуютна. Я должна ли уважать чужой (?) труд (в конце концов, роды можно назвать трудом, еще как), который привел к моему рождению? Или это не играет роли? В конце концов, я - это не только тысячи раз воспроизводившиеся гены... И только мне решать, закончится на мне эта последовательность, или продолжится так или иначе... Ведь так?