Странно ощущать недостаточность поощрения, невозможность насытиться похвалой, нехватку признания и восхищения. А что ты будешь делать, если все в мире будут тебя хвалить, спрашиваю я себя в такие моменты. Если все в мире сочтут тебя самой лучшей – ты ведь им не поверишь. Ты будешь знать, что они кривят душой, потому что не бывает так, чтобы не было никого лучше тебя. Можно достичь своего потолка, можно – хоть и с трудом - прыгнуть выше ушей, но тебя все равно не признают лучшей ВСЕ люди в мире. Так уж они устроены. Так уж ты устроена – ну не доллар ты, ни разу не доллар. Да и доллар, если уж подумать, тоже кому-то кажется куда менее привлекательным, чем, допустим, евро. Или еще какой луидор-лат-марка-крузейро-динар…
Но почему тогда похвала, признание и прочая оценка «ты сделала хорошо» оставляют после себя будто песок в кофе сыпанули - булькнуло и пропало почти без следа? …А чаще всего просто не веришь. Знаешь, что вот тут краешек мог быть и потоньше, а тут слишком узкая полоска, и цвет не тот, а вон там, если вооот так повернуть, сразу становится понятно, что это место скола, а не авторский изыск… Ну какая похвала, о чем вы, когда по-хорошему надо все переделать? Поэтому не веришь, что сама знаешь – не заслужила. А даже если говорят «хорошо», так это из жалости или от недостатка критериев, мол, на безрыбье и жопа соловей…
Или так – сказали, мол, отлично, и слопали. Что пять часов с духовкой, тестом и начинкой для пирогов трахаться, что за двадцать минут нарубить бутербродов а-ля «тяп-ляп с маинезегом» – «отлично». Вспоминаешь библейскую притчу про работников на винограднике – и все равно обидно, черт подери.
Или совсем неясно – ты победила, праздник, все танцуют и тебя чествуют… а все равно внутри голодно не желудком, и хочется большего. Не школьную олимпиаду, скажем, выиграть, а районную. Не районную, а городскую. Не городскую, а российскую. И так далее. Не новое корыто, а особняк в городской черте. Не особняк, а титул баронессы. Не баронессы, а владычицы морской… Принципиальной разницы, в общем-то, нет, разве только золотая рыбка водится у тебя между ушами, а не в синем море. А общий знаменатель совсем печальный. Называется «что имею – не радует», и финал истории с таким отношением тоже предсказуем. Потому что золотая рыбка, она, сцуко, штучка ненадежная, даже если между ушами живет. Рано или поздно она, дрянь такая, скажет: «Хватит с тебя, я тоже не железная, золото - мягкий металл». Инфаркт, инсульт, психоз, невроз, что там еще у рыбки в качестве корыта…
Похвала – она как сахар. Или соль, тоже хорошая аналогия. В чистом виде бесполезна и даже вредна, а в комбинации с другими продуктами ее может и не похватать, причем тотально.
Помнится, Корнелия сравнила любовь к отцу (ты опять?) именно с солью. С похвалой (признанием, оценкой и прочими из той же серии подарочками) та же история.
Вообще если задуматься, история о короле Лире (не думай, не думай, не думай, это не твой случай, это не твоя проблема) весьма умная притча. В том числе не только об искренности, но и об умеренности.
У меня нет естественного порога насыщения (точнее, он очень размыт по сравнению с потребностью) - как с обычной пищей, так и с похвалой. Приходится ограничивать себя «от головы».
Но смотреть в таких случаях, как кто-то обжирается, скажем, мороженым, причем безо всяких последствий – очень завидно. Я в курсе, что зависть – это плохо. Но слишком хорошо тоже нехорошо, говоря словами моего деда.
Про похвалу и зависть
donovan
| вторник, 06 октября 2009